top of page
  • Фото автораakademik dom

Зульфия Адиевна Маликова, архитектор наших домов

Обновлено: 13 дек. 2020 г.

В Корпусе В нашего дома, (Вавилова, 48) жила архитектор бюро Белопольского, которую знал весь дом, когда он строился и проектировался. Публикуем отрывки из воспоминаний Зульфии Адиевны о проектировании Юго-Западного района Моквы после войны и о строительстве наших домов.


О проектировании нашего района



Мастерская № 3 института "Мосжилроект-1", руководимая тогда академиком A.B. Власовым, получла задание сделать проект планировки и застройки всего Юго-Западного района Москвы, где только началось строительство здания Нового университета. Поручили проект комплекса архитектору Я.Б. Белопольскому, который был уже лауреатом Госпремии СССР за мемориал в Трептов-Парке Берлина и проектировал громадный комплекс на Мамаевом Кургане. В соавторы пригласил меня Погарскую З.А, ныне при изменении семейных обстоятельств взявшую фамилию Маликова.




Мы получили задание спроектировать жилые дома для работников Академии Наук Института минерального сырья и Большой Советской Энциклопедии, как жилищный кооператив на полторы тысячи квартир.

После окончания МАрхИ я уже участвовала в проектировании двух многоквартирных комплексов для преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте и жилого дома в квартале №6 у рокады на Фрунзенской набережной. Все стадии проектирования и рабочий проект, согласования и утверждения, также и авторский надзор прошли через мое непосредственное участие.





Весь жилой округ был решен ритмично, с зелеными бульварами в противоположность старому городу, представляющему, собой сплошной асфальт. Уже было ликвидировано Садовое кольцо, осталось полукольцо "А" и несколько чахлых садиков. На территории Юго-Запада тогда были сплошные деревни, сохранившие свое название в районах Москвы: Зюзино, Теплый Стан, Тропарево, Беляево и пр. Масштаб построек был определен, как городской столичный человеческий масштаб: 9-10-12 этажей с вкраплением более высоких вертикалей. Большие жилые дома образовывали кварталы: выходя на красную линию застройки, где располагались магазины и обслуживание. Строились здания гостиниц, институтов, общежитий. В Москве доминировал принцип застройки с озеленением, создания в кварталах дворов с детскими и спортивными площадками. Все создавалось для жителей и их удобств.




Жилые дома РАН, ВИМС-а и БСЭ зрительно не разъединялись: БСЭ – I секция 12 эт., ВИМС - две секции по 10 эт., PAH - один 13-ти этажный корпус и два крыла по бокам из-за большого рельефа корпус «А» 8 эт. корп. «В» - 10 эт. с надстройкой в 5 и 6 подъезде 11 этажа.

Уже в период строительства вместо трех-ярусных магазинов в торцах были добавлены 2 секции однокомнатных квартир - такова была потребность в жилье. Все дома выходили на красную линию со входами с улицы. Дворы при такой высоте домов оптимально соответствовали нормам освещения, озеленения и игровых площадок. Спортивные площадки были отнесены на свободный участок, и оборудованы. Эта планировка земли была согласована, утверждена и выполнена. Уже после возведения корпусов ВИМС, БСЭ и РАН началось строительство Нефтяного института, значительно позднее был возведен лабораторный корпус высотой c 10-эт. корпус «В». Между зданиями расстояние равно ширине улиц на Юго-Западе, т.к. здания высокие, лабораторный корпус оброс дополнительными объемами, на территории, огороженной институтом, множество времянок, сараев, складов, утепленных и обшитых листами металла и асбеста.




Графиические работы Зульфии Маликовой


Благодарим Ирину и Ксению Ёлкиных, племянниц Зульфии Адиевны Маликовой и ее мужа Бориса Михайловича Хессина, которые предоставили нам семейные фото, рисунки, план квартала и тексты, которые поведали нам о прекрасных людях нашего дома.


240 просмотров0 комментариев
bottom of page